АНО «Информационная культура» подготовила отчет о положении дел с открытыми данными в России в 2015 г.: «Открытые данные: годовой отчет». Отчет создан на основе экспертного исследования, целью которого было выяснить, каким образом в стране изменилась повестка открытости данных в последние годы.
К 2013 г. сформировалась юридическая база, на основании которой российские ведомства начали раскрывать свои данные. К 2015 г., как показывает исследование, открытые данные перестали быть чужеродной для российского государства темой и вплелись в работу органов власти и многочисленных потребителей данных.
Открытых данных в России становится всё больше. Однако раскрытие происходит неравномерно. В некоторых тематических сферах данные публикуются значительно более последовательно, чем в других. Например, по открытости финансов Россия сейчас входит в число мировых лидеров. Но ситуация с данными, касающимися качества жизни – в частности, по здравоохранению и образованию, — оставляет желать лучшего. Кроме того, слабо представлены данные по науке и международному взаимодействию.
Помимо собственно анализа ситуации в России, отчет также включает в себя обзор актуальных глобальных тенденций в области открытых данных, что позволяет поставить российскую ситуацию в международный контекст.
Исследователи пришли к выводу, что тема открытости в России сейчас остро нуждается в деполитизации. В том состоянии, в котором повестка находится сейчас, она, в первую очередь, обслуживает имиджевые потребности тех или иных представителей власти. В результате фактическая эффективность работы по раскрытию данных оказывается гораздо ниже, чем обещает ее потенциал. Под эффективностью понимается, прежде всего, наличие экономического, а также социального прогресса, связанного с раскрытием и использованием данных. О возможности такого рода прогресса говорит, как минимум, опыт некоторых развитых стран.
В заключение предлагаются дальнейшие меры по повышению эффективности раскрытия данных. В частности, это необходимость создать совет по информации государственного сектора при Президенте РФ. Такой совет мог бы стать площадкой для диалога между ключевыми потребителями данных и органами власти. Также это необходимость формирования национальной инфраструктуры данных – организационной и технологической платформы для каталогизации, сбора и интеграции наиболее важных, со стратегической точки зрения, данных. В ее задачи, кроме того, входила бы организация сервисов, обеспечивающих доступ к данным и связность с другими данными. Эта платформа также должна стать средством коммуникации между государственными публикаторами данных и потребителями информации.