27 – 28 февраля 2016 года состоялся первый в России хакатон по дата-журналистике на тему «Финансирование российских СМИ». Организаторами выступили магистерская программа «Журналистика данных» НИУ ВШЭ, Комитет гражданских инициатив, АНО «Информационная культура» и SocialDataHub.
В мероприятии приняли участие порядка 100 журналистов, программистов, дизайнеров и студентов из Москвы, Вятки, Казани, Самары, Санкт-Петербурга и Берлина.
В ходе хакатона командам необходимо было реализовать собственный проект, обобщающий информацию об источниках и объемах финансирования различных типов российских медиа. В том числе — сформулировать конкретную тему своего исследования, найти и отфильтровать нужные данные, выбрать инструменты работы, сделать выводы и красиво их «упаковать». Таким образом, на суд международного жюри были представлены проекты по следующим темам: «Какие СМИ бюджеты съели», «Как повлиял закон об ограничении доли иностранного капитала на российские СМИ», «Интернет-спецпроекты как новый способ монетизации», «Блеск и нищета российского кино», «Как меняется тематика СМИ после получения государственных дотаций» и другие. В качестве источников информации были использованы открытые базы данных (базы госконтрактов, реестр федеральных субсидий, перечень грантов и государственных контрактов) и прочие релевантные ресурсы.
В финале все команды должны были публично защищать свои проекты перед членами международного жюри. Несмотря на большое количество интересных работ, лучшим был единогласно назван проект «Финансирование социальной пропаганды» команды «Где деньги, Зин?». Ребята взяли списки всех изданий, которые получили субсидии в 2015 году, вручную распределили их по группам в соответствии с категориями, которые определяет Роспечать, нашли и проанализировали договоры по всем субсидиям и в итоге получили таблицу, отображающую «издание», «предмет контракта», «стоимость», «категорию». Главным выводом проекта стало документальное подтверждение того, что хотя в государственных контрактах встречаются заказы на пропаганду толерантности, здорового образа жизни, достижений в сельском хозяйстве, большая часть заказных статей СМИ направлена на самопиар государственных органов. Сам проект был оформлен в качественный лонгрид на платформе tilda.
«Мы работали до 4 утра, совсем не отдыхали и почти не отвлекались, специфика нашей темы была в том, что многое пришлось делать руками — например, обрабатывать контракты субсидий, которые хранятся в сканах. Выбрать тему было очень легко: мы начали заниматься тем, что нас удивило. Мы увидели суммы и названия проектов — и сразу поняли, что это трэш», — рассказывает одна из участниц команды Софья Савина. «В современных условиях журналистика данных уже становится традиционной журналистикой, по крайней мере, для расследовательской журналистики — это уже must», — поддерживает ее коллега по команде Елена Темченко.
В целом жюри очень высоко оценило качество представленных работ, поэтому в тройку лидеров вошло сразу четыре проекта: трем командам было присуждено второе место.
«Хакатон показал, что в России очень много студентов и потенциальных студентов, интересующихся журналистикой данных и умеющих быстро объединяться в команды и создавать очень сложные и интересные медиаистории. Была реальная конкуренция, участники не только брали данные организаторов, но и использовали собственные идеи», — сказал Иван Бегтин, Директор АНО «Инфокультура», член Комитета гражданских инициатив, один из ведущих российских экспертов в области открытых данных и открытого государства.
«Хакатоны сейчас становятся все более популярными, помогают совмещать общественную активность с журналистикой: программисты, журналисты, дизайнеры собираются для мозгового штурма, проводят расследование и создают медиатесты, используя инструменты дата-журналистики», — объясняет Мария Пильгун, руководитель новой магистерской программы «Журналистика данных».
Напомним, что все участники хакатона получат дополнительные баллы при поступлении на магистерскую программу «Журналистика данных», которая со следующего учебного года стартует на факультете коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ.
Победители Хакатона:
1 место — проект «Финансирование социальной пропаганды» (команда «Где деньги, Зин?»)
2 место — проект «Больше денег — меньше слов» (команда «Цукерберг не дозвонился»)
проект «Россия: взгляд со стороны» (команда «Цена вопроса»)
проект «Интернет-спецпроекты как новый способ монетизации» (группа «Трое в лодке»)
3 место — проект «Блеск и нищета российского кино» (команда «Итерация»)
Результаты работы участников хакатона можно посмотреть по ссылке: