Зачем нужна инфографика, из чего ее делать и как, рассказал дата-журналист Андрей Дорожный на мастер-классе для некоммерческих организаций в медиаклубе «АСИ-Благосфера».
Визуализация смысла
Инфографика представляет собой визуализацию каких-либо данных, которая помогает передать аудитории определенный смысл в понятной форме, объясняет Андрей Дорожный, дата-журналист, автор телеграм-канала о визуальной журналистике.
В Россию инфографика пришла в начале нулевых, тогда она выходила в основном в газетах. Такой формат подачи информации привлекал внимание читателей и побуждал их прочитать текст. Но со временем информации вокруг стало больше и ее потребление изменилось.
«Как раньше делать уже не получится. Людям нужен концентрированный смысл. И сейчас нужно делать ставку на него», — рассказал Андрей Дорожный.
Если специалист не понимает назначение инфографики, на выходе получается некачественный продукт — инфографика ради инфографики, а не ради смысла, говорит эксперт.
Где взять данные
Никакая инфографика не обходится без данных. Поэтому важно знать, какие данные брать и где. В качестве источников данных можно использовать:
- открытые данные
- внутренние данные вашей организации
- соцсети
- данные, собранные самостоятельно
Открытые данные — информация, которая находится в открытом доступе для свободного использования. В интернете можно найти много порталов с открытыми данными, например о Санкт-Петербурге.
Один из перспективных ресурсов открытых данных — портал «Данные НКО», созданный АНО «Информационная культура» при поддержке Фонда президентских грантов. Здесь некоммерческие организации могут делиться информацией, собранной в ходе проектов, а также собственными материалами, которые могут быть интересны другим организациям.
Также инфографику можно сделать на основе данных из социальных сетей. Например, собрать твиты по интересующей вас теме.
Данные можно собрать и самим. К примеру, посчитать рекламные объявления, чтобы рассказать о проблеме незаконной рекламы. Или найти нужную вам информацию через Google или «Яндекс.Карты». Есть специальные боты, которые рассказывают, что происходит рядом с вами.
Виды инфографики
Данные можно представлять статично (подходит для печати) или интерактивно. В последнем случае можно сделать анимацию, применить интерактивные сервисы и скролителлинг. Скролителлинг (от слова scroll — прокручивать) — это визуальная история. Пользователь прокручивает сайт, и инфографика меняется — появляются новые графики, картинки, текст.
Инфографика также может быть представлена в виде дэшбордов — информационных панелей с показателями, меняющимися в режиме реального времени, видео или формате GIF — коротких анимаций.
Как НКО использовать инфографику в своей работе
Выгодные форматы инфографики для НКО — диаграммы, памятки, рейтинги и карты. Их можно сделать быстро и без особых финансовых затрат.
С помощью карт можно, к примеру, показать адреса отделений вашей организации, расстояние или масштаб проблемы (например, распространение пожаров). Гринпис России создал инфографику «Чем дышит Москва», которая визуализировала данные о качестве воздуха с сайта Мосэкомониторинга. Памятки — удобный и полезный формат. Благодаря ему важную информацию: симптомы инсульта или способы помочь человеку на улице — можно узнать за пару минут.
Где делать инфографику
Для визуализации данных можно воспользоваться сервисом Datawrapper. Он позволяет сделать рейтинги, диаграммы, графики — нужно лишь скопировать данные в таблицу и выбрать тип визуализации.
Кроме того, в «Google Таблицах» есть возможность создавать географические диаграммы и таким образом представлять координаты мест в виде карты. Для превращения адресов в координаты нужно использовать геокодер.
Инфографику также можно создавать в программах Infogram и Piktochart, Canva.
Андрей Дорожный советует делать инфографику самим или обращаться к профессионалам, так как не так много специалистов могут сделать хорошую инфографику. Прежде чем договариваться с профессионалами о цене, спросите, нет ли у них возможности сделать эту работу для НКО бесплатно. Если у вас нет возможности заказать дорогую инфографику, делайте простые графики самостоятельно. Чтобы привлечь внимание СМИ, создавайте карты и рейтинги.
В любом случае нужно исходить из смысла: подумайте, зачем вы делаете инфографику и что вы хотите сообщить своей аудитории.
Презентация Андрея Дорожного доступна по ссылке. Если вы хотите научиться создавать инфографику, можно познакомиться со следующими материалами:
- Data visualization from storytelling and discovery
- Charting tools in newsroom
- Дата-журналистика и визуализация данных
Медиацентр «АСИ — Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.
Проект реализуется с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Партнер мероприятия — проект «Данные НКО» — портал открытых данных некоммерческого сектора. Проект создан АНО «Информационная культура» при поддержке Фонда президентских грантов. Проект призван помочь в распространении общественно полезной информации и способствует информационному сотрудничеству между некоммерческими организациями, донорами и исследовательскими центрами.
Смотреть видеозапись мастер-класса
Источник: Агентство социальной информации