Счетная палата Российской Федерации представила аналитический доклад «Оценка открытости государственных информационных систем в России», подготовленный совместно с экспертами АНО «Информационная культура» и Центра перспективных управленческих решений.
Большинство генерируемых и собираемых органами власти данных агрегируется в государственных информационных системах (ГИС). Например, Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) собирает данные о госконтрактах, Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН) содержит данные об объектах культуры на территории страны и т.д. Такие системы характеризуют уровень функциональной открытости государства, то есть доступность и качество данных для граждан, бизнеса, НКО, СМИ и местных органов власти.
Сейчас в России функционирует 876 информационных систем федерального уровня (уточненные данные ФГИС координации информации). По оценкам авторов доклада, суммарные расходы на них за 2017–2019 годы составляют 60-75 млрд рублей, включая затраты на центры обработки данных и инфраструктуру электронного правительства. Это около 50-60% от всех IT-бюджетов госорганов.
Эксперты детально проанализировали 50 федеральных государственных информационных систем и составили их рейтинг по уровню доступности информации и качеству данных в них. По итогам оценки только 8 ГИС (16 %) попали в категорию с высокой степенью открытости, а 29 (58 %) были отнесены к категориям с низкой открытостью или почти закрытым.
«Счетная палата стремится к тому, чтобы ГИС в полной мере соответствовали принципам открытости, чтобы данные в них были доступны для работы и управленческих решений, и граждане могли ими пользоваться без ограничений», — заявил Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, анонсируя доклад на московском Дне открытых данных.
Ключевые рекомендации, сформированные авторами исследования:
- усилить акцент в государственной политике открытости именно на функциональную открытость ведомств, то есть качество собираемых и публикуемых данных, их доступность для использования конечными потребителями;
- разработать и закрепить в законодательстве четкое определение термина «государственная информационная система», отделив это понятие от других типов информационных систем;
- закрепить обязательные требования к раскрытию данных в ГИС и усилить контроль за соблюдением этих требований;
- создать единый ресурс для публичного мониторинга госрасходов на IT и, в частности, ГИС;
- раскрыть сведения ФГИС координации информатизации, в полном объеме в открытом доступе и в формате открытых данных;
- ввести специальные (новые) коды видов бюджетных расходов, позволяющих однозначно идентифицировать затраты на ГИС.
С полным текстом доклада можно ознакомиться по ссылке.