Ни одно федеральное ведомство нельзя назвать полностью открытым. К такому выводу пришли эксперты Счетной палаты, АНО «Инфокультура» и Центра перспективных управленческих решений. Второй доклад «Открытость государства в России», как и прошлогодний, включает в себя рейтинг ФОИВ и рекомендации по совершенствованию открытости.
В этом году методология доклада была существенно доработана, хотя направления исследования остались теми же.
Открытость информации:
- оценка сайтов ФОИВ;
- оценка реагирования на информационные запросы граждан;
- оценка открытости ФОИВ в работе с журналистами.
Открытые данные:
- представленность данных;
- выборочная оценка наборов данных.
Открытый диалог:
- использование социальных сетей как инструментов для диалога с гражданами;
- функционирование общественных советов при ФОИВ.
Оценка по этим параметрам охватывает 72 федеральных органа исполнительной власти — 21 федеральное министерство и 51 ведомство из числа служб, агентств и управлений. Каждому ведомству присвоен трехбуквенный рейтинг (по каждому направлению), где A означает высокую степень открытости, B – среднюю, а C – низкую.
В этом году ни одно ведомство не получило оценку ААА, а ФОИВ с высокой степенью открытости признаны только три: Минэнерго России (AAB), Росмолодежь (AAC) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП России, – ААС).
Больше половины российских ФОИВ относятся к категории низкого уровня открытости (38 из 72). Наиболее низкие результаты органы власти демонстрируют в вопросах взаимодействия: по направлению «Открытость информации» негативные оценки вызваны неудовлетворительной работой по информационным запросам от граждан и от журналистов. По направлению «Открытый диалог» лишь одно ведомство (ФАС России) получило высшую оценку.
Отметим, что в целом ведомства получили в 2020 году более низкие оценки, чем в 2019 году, но повторим, что эти рейтинги несопоставимы в силу измененной методологии исследования.
Полученные оценки по всем параметрам и категориям являются полностью публичными и доступны для самостоятельного анализа по ссылке. Этот подход принят авторами еще в прошлом году для того, чтобы рейтинг мог быть использован не только для проведения оценок общего состояния, но и как инструмент совершенствования открытости ФОИВ. По каждому направлению оценки в докладе даны рекомендации, которые в этом году носят более инструментальный характер.
Полный текст доклада «Открытость государства в России–2020».